Очень важно во время переговоров уметь сдерживать себя от советов и оценок . Особенно неуместных. Помните, что любая, даже самая позитивная оценка может быть воспринята человеком, как заход в неразрешенное вам поле. У меня был случай, когда я одного участника тренинга прилюдно назвал «героем». Причем, в абсолютно позитивном смысле. Меня так впечатлил его поступок, что захотелось его отметить, озвучив свою оценку. Во время перерыва он подошел ко мне, чтобы выяснить отношения. Оказалось, что человек не приемлет любые ярлыки, которые кто-то пытается ему надеть. И он прав! Мне пришлось извиниться перед ним. Такое случается…
Ну, а с советами, особенно неуместными все еще сложнее. Иногда, кажется, что даешь совет, искренне надеясь помочь человеку. Ан, нет… Ему не нужны советы. И сначала он держит паузу, а при втором-третьем совете не выдерживает и сам дает тебе оценку. Ту, которая тебе точно не понравится.
Ко мне, как тренеру, часто подходят после тренинга «за советом» или «оценкой». Я сначала настойчиво проясняю, настолько ли будет нужен мой совет (моя оценка) человеку. И только окончательно убедившись в его искреннем намерении получить от меня совет и/или оценку, я , пытаясь, как можно более аккуратно, это сделать.
Среди правил эффективного общения правило «не давай советов или оценок, если не просят» стоит на очень высокой позиции. Видимо, хотя бы потому, что в жизни это мы делаем очень часто.