Такие непростые отношения с замом

0_7cd1e_e96eaff1_origКак-то Зайца-руководителя спросили:

— Это, кажется, Вы искали себе заместителя посильнее?

— Да, я! А у Вас кто-то есть?

— Ага! Предлагаем Вам очень хорошую сильную кандидатуру. Волка…

— Ой, извините, спасибо! Пожалуй, уже не надо… Мы как-нибудь сами попробуем  управиться…

Это, конечно, анекдот, но, поскольку в  нем  много смысла, я  частенько использую его как метафору для консультирующегося у меня управленца, обеспокоенного проблемой поиска своего заместителя. И это позволяет  многое ему объяснить,  что называется, «на пальцах».

Чтобы начать разбираться в отношениях руководителя и его заместителя, для начала дадим определение: кто такой зам. Во-первых , это лицо, подчиненное директору. Руководитель может отдавать ему распоряжения и приказы и тот, как лицо подчиненное обязан их выполнять. Во-вторых, это человек, которому можно (и, извините, нужно) доверять проекты любого уровня (кроме, разумеется, уровня самого директора), точнее сказать,  можно делегировать. И нужно, раз уж он есть, этот самый зам!  Делегировать – значит, определить ему уровень полномочий, прав. И в противовес правам  передать ему всю полноту ответственности. Или частично, если всю передать (например, юридически) невозможно. Это значит, что заместитель должен очень четко знать, какими ресурсами он располагает и какое наказание понесет, если  эти ресурсы будут использованы плохо.

Итак, давайте попробуем  задать себе вопросы, которые невольно возникают в ситуации с замом. Сразу хочу сориентировать уважаемого читателя, что речь вовсе не пойдет о крупном непотопляемом бизнесе, об этаком гиганте-предприятии, потому что законы большого бизнеса довольно часто не подходят для среднего и малого.  И этому есть вполне логические  объяснения: развернутая сформировавшаяся система, крупная недвижимость, сильные и/или многочисленные учредители, прописные и не прописные  истины, введенные в ранг стандартов, история компании,  политические союзники   и т.д.  Как правило, в крупном бизнесе борьба ведется не один на один, а командами-армиями. И, чтобы не входить в открытое противостояние (бой), армии чаще (если не сказать «всегда») ведут позиционную борьбу, которая и приводит к победам с минимальным «кровопролитием».  А  речь пойдет именно о среднем и малом  бизнесе, где вопрос физического расхождения между первым и вторым лицом предприятия  довольно часто заканчивается, если не полной гибелью компании, то весьма серьезным испытанием для предприятия, этаким потрясением для обеих сторон, от которого далеко не каждый топ-менеджер может быстро оправиться. Особенно, если ушедший заместитель еще  был когда-то и другом. Тут, говоря на языке искусства управленческой  борьбы,  и возникает  деловая борьба, т.е. бой.  А маневров, разведок, перестроений при этом может быть  не достаточно.

продолжение следует

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>