Как-то Зайца-руководителя спросили:
— Это, кажется, Вы искали себе заместителя посильнее?
— Да, я! А у Вас кто-то есть?
— Ага! Предлагаем Вам очень хорошую сильную кандидатуру. Волка…
— Ой, извините, спасибо! Пожалуй, уже не надо… Мы как-нибудь сами попробуем управиться…
Это, конечно, анекдот, но, поскольку в нем много смысла, я частенько использую его как метафору для консультирующегося у меня управленца, обеспокоенного проблемой поиска своего заместителя. И это позволяет многое ему объяснить, что называется, «на пальцах».
Чтобы начать разбираться в отношениях руководителя и его заместителя, для начала дадим определение: кто такой зам. Во-первых , это лицо, подчиненное директору. Руководитель может отдавать ему распоряжения и приказы и тот, как лицо подчиненное обязан их выполнять. Во-вторых, это человек, которому можно (и, извините, нужно) доверять проекты любого уровня (кроме, разумеется, уровня самого директора), точнее сказать, можно делегировать. И нужно, раз уж он есть, этот самый зам! Делегировать – значит, определить ему уровень полномочий, прав. И в противовес правам передать ему всю полноту ответственности. Или частично, если всю передать (например, юридически) невозможно. Это значит, что заместитель должен очень четко знать, какими ресурсами он располагает и какое наказание понесет, если эти ресурсы будут использованы плохо.
Итак, давайте попробуем задать себе вопросы, которые невольно возникают в ситуации с замом. Сразу хочу сориентировать уважаемого читателя, что речь вовсе не пойдет о крупном непотопляемом бизнесе, об этаком гиганте-предприятии, потому что законы большого бизнеса довольно часто не подходят для среднего и малого. И этому есть вполне логические объяснения: развернутая сформировавшаяся система, крупная недвижимость, сильные и/или многочисленные учредители, прописные и не прописные истины, введенные в ранг стандартов, история компании, политические союзники и т.д. Как правило, в крупном бизнесе борьба ведется не один на один, а командами-армиями. И, чтобы не входить в открытое противостояние (бой), армии чаще (если не сказать «всегда») ведут позиционную борьбу, которая и приводит к победам с минимальным «кровопролитием». А речь пойдет именно о среднем и малом бизнесе, где вопрос физического расхождения между первым и вторым лицом предприятия довольно часто заканчивается, если не полной гибелью компании, то весьма серьезным испытанием для предприятия, этаким потрясением для обеих сторон, от которого далеко не каждый топ-менеджер может быстро оправиться. Особенно, если ушедший заместитель еще был когда-то и другом. Тут, говоря на языке искусства управленческой борьбы, и возникает деловая борьба, т.е. бой. А маневров, разведок, перестроений при этом может быть не достаточно.
продолжение следует