Управленческие поединки: искусство или вынужденная необходимость

99190242Работая более 20 лет в сфере управления, постоянно задавался вопросом: существует ли в природе какая-либо технология, позволяющая быстро и эффективно развивать и обучать менеджера, качественно и мгновенно оценивать кандидата на должность и менеджера в период аттестации, выявлять его сильные и слабые качества с долей вероятности около 100%.

Как психолог, я конечно же понимал, что есть различные тестовые методики, которые позволяют определять темпераментальные и характерологические особенности личности, ее направленность , степень мотивированности и еще много что. Как тренер и бизнес-консультант, я знал и всегда использовал то, что тренинг – это действительно кратковременное и очень эффективное средство для быстрой корректировки поведения и обучения практическим приемам.    Как психолог, я понимал и то, что для каждого развивающегося  человеку очень важна обратная связь, которую он может качественно получить на тренинге (и лучше, если это происходит на открытом, а не корпоративном тренинге).

И вот однажды я познакомился с Владимиром Константиновичем Тарасовым, который приехал в Ижевск со своим легендарным семинаром «Техника перехвата и удержания управления». Тогда я еще не знал, какую роль в моей жизни сыграет этот человек.  Я слышал, что В.К. Тарасова в прессе называли «первым менеджером СССР»  (видимо за то, что когда-то, в далеком 1984 году он первым на территории «страны советов» открыл свою школу менеджеров в Таллинне, где он и проживает по сей день). Больше я тогда ничего не знал.

А сегодня Таллиннская школа менеджеров стала всемирно известной (подробности можно посмотреть на сайте www.tarassov.ru  ), В.К.Тарасов  стал идейным лидером Федерации управленческой борьбы (www.poedinki.ru), технологии «Техника перехвата и удержания управления» и «Управленческий поединок» признаны менеджерами Европы, США и  Японии .

 

Что такое «управленческий поединок»?

         Сначала  определю, что  такое – управленческая борьба. Это – борьба между двумя участниками поединка, ведущаяся по определенным правилам, имеющая фиксированные критерии успеха (выгоды) и времени. Выгодой в управленческой борьбе является определенное распределение ролей. В.К. Тарасов говорит о том, что «управленческая борьба позволяет уберечь конфликтующие стороны от более жестких видов борьбы, в том числе от войны». По большому счету она мало, чем  отличается от всех других видов борьбы (спортивной, например). То же напряжение, тот же накал, те же эмоции. 88a981217b260ffb17435d1b578b61c8В ней те же классические составляющие: захват, прием, удержание (или фиксация). Участники борьбы соревнуются друг с другом, противопоставляя друг другу свои управленческую силу, умения, навыки, стратегии и т.д.

Управленческий поединок – поединок двух людей, в ходе которого участники тренинга играют различные роли: игроки участники, между которыми в настоящий момент идут переговоры, секунданты, которые помогают игрокам готовиться, а также следят за выполнением всех правил, и судьи (их 9). Предмет переговоров, роли и интересы задаются пакетом тренинговых ситуаций. Каждый поединок длится 10 минут (с учетом двух тайм-аутов – 14 минут). После него судьи выносят оценки и дают свои комментарии, исходя из своих ролей: «Отправляющие на переговоры», «Доверяющие собственность», «Устраивающиеся на работу». В результате получается максимально объективная оценка переговорных умений каждого игрока. Тренер дает подробный анализ поединка, останавливаясь на преимуществах и ошибках игроков. Вот, собственно и все. Так просто! И так гениально!

Надо  сказать отдельно о тех  ситуациях, которые разыгрывают участники поединка. Они никем не выдуманы, они взяты из жизни. Кто-то когда-то переживал уже эти события. Сложно переживал. Может быть он проиграл когда-то в тех реальных жизненных условия. А можно ли было не проиграть? Как говорит В.К.Тарасов «Нельзя постоянно побеждать,  но быть непобедимым можно всегда». Как это? А вот именно этому и учат его технологии. Технологии «непобедимого положительного героя»…

Лучше  терпеть поражение в игре, чем в реальной жизни.  «Испытать радость поражения» — есть такое выражение у Владимира Константиновича. В этом есть действительно большой смысл. Ведь человек, достигший победы получает повышение личной самооценки. Что еще? Да ,пожалуй, и все. А вот тот , кто проиграл получает нечто значительно большее, он получает опыт. Говоря психологическими терминами, с ним происходит когнитивный диссонанс, плавно «перерастающий» в инсайд. Человек начинает видеть свои ошибки и естественно избегать их в дальнейшем.  При этом возможно изменение стереотипов поведения, а в некоторых случаях можно говорить о смене личностных установок. И если эти изменения направлены на улучшение эффективности работы руководителя, то что может быть лучше…

 

Управленческий поединок –  новая развивающая и обучающая технология.

        Умение вести переговоры — это базовое умение для менеджеров любого уровня. Менеджер – это должность «разговорного жанра».  Кто более искушен в этом, тот и более успешен. Умение грамотно вести переговоры — это целое искусство, которое невозможно почерпнуть ни в одной книге. Его можно постичь только в ходе тренировок.

         К одному князю пришел учитель боевых петухов и предложил потренировать боевого петуха князя.  Князь согласился.

Прошло десять дней.

—          Ну, как, — спросил князь. – Мой петух готов к бою?

—          Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется в драку, его нельзя выпускать!

Прошло еще десять дней.

—          Ну а теперь?

—          Нет, еще рано. Он очень нервный. На все реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он все принимает на свой счет. Его нельзя выпускать.

Прошло еще десять дней.

—          А теперь?

—          Еще рановато. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.

Прошло еще десять дней.

—          Ну а теперь готов?

—          Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь!

(В.К.Тарасов «Искусство управленческой борьбы»)

 
Основные целями  Управленческого поединка являются освоение выигрышных переговорных стратегий, освоение выигрышных переговорных стратегий, повышение готовности к неожиданным ситуациям, понимание собственных переговорных стереотипов, выработка личного переговорного стиля, развитие умения нестандартно подходить к решению трудных задач, а также достижение более высокого уровня профессиональной уверенности.
Поединок позволяет выработать участникам навыки создания собственной технологии подготовки к переговорам, что позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно в сложных ситуациях; умение прогнозировать поведение оппонента; подготовку к успешной линии поведения в неожиданных ситуациях; освоение выигрышных переговорных стратегий; расширение персонального спектра ролей , значительный рост скорости ориентирования в ситуациях; уникальную обратную связь, которую невозможно создать в реальной жизни; понимание наработанных годами стереотипов поведения, которые зачастую мешают человеку достичь более высокого профессионального уровня.

 

Управленческий поединок – новая эффективная технология оценки персонала.

 

Во время ведения управленческого поединка, участник должен играть различные роли из заданных ситуаций.  Атмосфера проведения поединка довольно напряжена: судьи, зрители, арбитр, секунданты, часы. Игроку, не обладающему актерскими данными, невозможно в этих условиях сыграть кого-либо другого.

И он играет самого себя. Со всеми своими достоинствами и недостатками, которые проявляются в ходе поединка очень ярко.

Что же можно оценить у участника в ходе управленческой борьбы?

—          Навыки ведения переговоров в сложной ситуации (адаптационная мобильность);

—          Умение отстаивать «свои» интересы;

—          Умение мотивировать оппонента с целью достижения собственных целей.

—          Умение   принимать решения в сложных ситуациях.

—          Умение активно слушать и красноречиво говорить;

—          Профессиональные знания;

—          Знание законодательства;

—          Уверенность поведения менеджера в решении сложных вопросов;

—          Умение выстраивать и контролировать план переговорного процесса: подготовка – захват – прием – удержание;

—          Умение вырабатывать стратегию собственного контрповедения.

—          Умение быстро ориентироваться и переключаться в эмоционально сложной ситуации.

—          Знание стереотипов поведения оппонента в разных ситуациях;

—          Знание эффективных приемов переговорного процесса;

—          Знание невербалики.

—          Наличие собственных переговорных стратегий , способность к творческому решению задач.

—          Наличие почтения и такта к оппоненту.

—          Умение не подавлять оппонента (сохраняя имидж положительного героя) в эмоционально напряженных переговорах.

—          Умение контролировать свое поведение в эмоционально сложной ситуации (способность к интеграции социальных ролей).

—          Умение понижать напряжение (свое и оппонента) в эмоционально сложных ситуациях.

—          Умение «держать удар» (справляться с эмоциями в сложной психологической ситуации); стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность;

—          Умение эмпатийно (соучаствуя, сопереживая) слушать;

—          Знание правил профессионального этикета.

—          Толерантность (терпимость) к собеседнику;

—          Общечеловеческие качества: доброту и отзывчивость;

—          Открытость в общении.

—          И еще много чего.

 

Все эти знания, умения, навыки и качества оцениваются судьями, находящимися в разных ролях. Их суммарная оценка позволяет определить направленность личности: направленность на власть (или может быть имидж), направленность на людей, направленность на дело. Конечно, в любом из нас присутствуют каждый из этих векторов. В этом все и дело. Во всех  управленческих должностях есть свои приоритеты: какая-то должна быть направлена в большей степени на людей, какая-то – на власть (имидж), а какая-то – на дело. Это уже определяет руководитель  предприятия сам.

 

Управленческий поединок – новая результативная технология отбора персонала.

 

Каждый руководитель знает, как просто можно ошибиться в человеке, принятом на вакантную должность. Кто-то использует тесты, кто-то беседы, кто-то рекомендации и резюме. Бесспорно, что все эти варианты в той или иной степени работают. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Но не об этом в этой статье (хотя тема очень интересная). Как быстро и результативно «увидеть» человека? В этом помогает технология «Управленческий поединок» по  экспресс-ситуациям. Что это такое? Экспресс –ситуация  — управленческая ситуация (не обязательно относящаяся к разряду производственных), которая разыгрывается в течении пары минут. И в это время становится ясно, как человек может справляться с эмоционально трудной ситуацией, как может управлять диалогом, перехватывать управление в нем, каковы его человеческие ценности и направленность его личности и многое-многое другое.

Конечно, для того, чтобы все это понять, нужно попробовать самому поучаствовать в управленческой борьбе, которую однажды придумал автор бестселлеров «Искусство управленческой борьбы», «Технология жизни. Книга для героев», «Внутрифирменные отношения», человек-легенда  Владимир Константинович Тарасов. Увидимся на управленческой борьбе.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>